Вход на сайт

«Co-creation» как необходимый инструмент повышения конкурентоспособности бизнеса

Интервью с Вадимом Ширяевым, бизнес-экспертом по стратегиям развития

Беседовал Роман Дусенко,проект «Бизнес-завтрак» (busbreak.ru)

– Вадим, как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в бизнесе?
– Во-первых, изменила форму конкуренция. На российском рынке она стала намного жестче. Сегодня это удар в нос! Многие только сейчас стали понимать значение слова «конкуренция» – осознавать, что ты можешь потерять свой бизнес за один день. Не успел ты придумать новый товар, а конкурент уже выставляет его на полку! Знакомо? И все это происходит молниеносно!
Так вот, конкуренция – это когда ты осознаешь, что для того, чтобы выжить, твой бизнес должен быть постоянно в тонусе. Сегодня бой идет по всем фронтам, а линии фронта нет! Границы между рынками смываются – конкуренция везде!
Либо ты должен сметать все на своем пути за счет ресурсов, либо должен атаковать точечно.
Сегодня нужно уметь работать на всех рынках, а также отражать внезапные 
атаки. Ваши конкуренты – это не только конкуренты из вашей отрасли, опасность может прийти откуда угодно.
Ну, предположим, вы создаете ресторанную сеть в Томске, а завтра ребята, которые владеют нефтевышкой, тоже могут открыть ресторанную сеть! А ты их и не ждал! Нужно быть готовым к этому. Силы Портера «перемешались». Сегодняшний день ставит нам вопросы, за кого надо сильнее бороться: за покупателя или поставщика, за сотрудника или подрядчика, за внимание администрации или блогера с непонятным ником? Перемены везде и во всем, и постоянно.

– Как же выжить бизнесу в эпоху перемен? Можно ли к ним подготовиться?
– Чем больше перемен, тем больше возможностей для тех, кто думает быстрее и умеет смотреть в будущее. Чем ситуация стабильнее, тем больше возможности для тех, у кого много ресурсов. В связи с этим у меня есть несколько советов.

Во-первых, нужно постоянно искать новые ресурсы и возможности. Сегодня рынком управляют те игроки, которые объединились для общей цели. Это может быть сотрудничество компании, которая умеет создавать инновации и управлять бизнес-ценностями, с ресурсной инфраструктурной компанией. Если ты не умеешь создавать очевидно взаимовыгодное партнерство, – до свидания: ты на рынке не существуешь! У тебя меньше ресурсов, меньше возможностей и сил для конкурентной борьбы. Этот тренд – collaboration – определяет сейчас будущее каждого игрока. Ты или в связке с кем-то или за бортом. В одиночку справиться среднему и малому бизнесу очень сложно.

Во-вторых, делать бизнес нужно только на растущих рынках. Для того, чтобы такие найти, нужно чувствовать тренды, постоянно быть в поиске идей уникальных продуктов и услуг, которые решат проблему потребителя.

В-третьих, нужно регулярно создавать конкурентоспособные продукты. Посмотрите на лидеров – производителей смартфонов: они выпускают новые модели чуть ли не каждую неделю. Возможны ли такие темпы и высокий уровень инновационности продуктов в любом другом бизнесе? Отвечу – да, вполне. Регулярность и конкурентоспособность обеспечиваются, если продукты будут создаваться в рамках collaboration. Такой подход называется co-creation, его уже давно используют передовые компании, такие как Coca-Cola, Nike, BMW.

– То есть co-creation – это как раз то, чем необходимо заниматься в рамках collaboration?
– Именно! Лучший рецепт создания ценного, действительно нужного рынку товара, – собрать ключевых клиентов, поставщиков, партнеров, друзей и совместно разработать продукт. Co-creation (созидание, сотворчество) – эффективное взаимодействие в рамках collaboration. Работая над продуктом, вы вместе с разными участниками рынка создаете его ценность, формируете 
в их сознании его простое, однозначное, выгодное отличие от конкурентов. Продукт может создаваться в междисциплинарном, межотраслевом, межрыночном сотрудничестве – в его создании должны принимать участие все заинтересованные стороны, в особенности клиент! Так возникают высококонкурентные инновационные продукты, которые побеждают в условиях рынков с размытыми границами.

– Что мешает российским компаниям применять этот подход?
– Пять лет назад меня спросили о том, что делать во время кризиса. Я назвал пять рецептов. Один из них – собрать поставщиков, ключевых клиентов, друзей и совместно разрабатывать стратегию преодоления кризиса! Так вот, прошло пять лет, а этот простейший рецепт большинство компаний не использует! Почему? Наши компании по-прежнему находятся в бизнесе по проектированию и разработке продуктов и услуг. Раньше как было: что-то произвел – с помощью СМИ попал в голову клиенту. Сегодня же клиент сам выбирает, откуда черпать информацию. Потому формула «активные продавцы – пассивные потребители» уже не работает – это вчерашний день! Если клиент не включен в создание продукта, он быстро теряет лояльность. Для того, чтобы перейти в бизнес по совместному созданию товаров и услуг с потребителем, российским компаниям нужны кардинальные изменения: нужно перейти от индустриального к знаниевому мышлению.

– В чем суть co-creation?
– Есть множество определений co-creation. Это и бизнес-стратегия, и создание совместных ценностей. Я бы сказал, что это совместная инициативная деятельность группы заинтересованных людей, направленная на то, чтобы сделать то, чего не делал никто другой. Поставщики, клиенты собираются и создают ценность продукта, который всех устраивает! Это и есть предназначение co-creation, его миссия. Таким образом, co-creation – это один из способов сформировать в глазах у клиентов простое, однозначное, выгодное отличие перед конкурентами и реализовать стратегию позиционирования. Этот подход ведет к долгосрочному позиционированию на рынке, потому что ценность создается каждым из участников!
Такой подход к созданию продукта экономит в дальнейшем бюджет на маркетинг. Ведь тот, кто создавал продукт, привносил в него понятную для себя ценность – это может стать мотивом для распространения информации о продукте.

Предложить тему статьи